Расчет остаточного ресурса козлового крана КДКК-10М, заводской № 1150
Дата публикации: 19.01.2016
Аннотация
В данной статье рассматривается расчет остаточного ресурса электрического мостового крана после установленного заводом-изготовителем срока службы. Расчет остаточного ресурса ГПМ может быть выполнен и вне зависимости от срока ее эксплуатации для любых обстоятельств, требующих данных о технических возможностях ГПМ.
Ключевые слова: обследование, техническое диагностирование, кран, подъемное сооружение, остаточный ресурс, срок службы.
Keywords: examination, technical diagnostics, crane, hoist construction, residual life, life.
1. Общие сведения.
В целях обеспечения гарантии безопасной эксплуатации технических устройств, расчет остаточного ресурса требуется выполнять грузоподъёмным машинам, для которых:
- Срок службы, после установленного заводом-изготовителем, превышает:
- 20 лет — для специальных кранов и кранов-перегружателей;
- 15 лет — для кранов общего назначения мостового типа, портальных кранов;
- 10 лет — для кранов стрелового и башенного типа, подъемников и вышек, строительных подъемников;
- Техническое состояние базовых конструкций требует капитального ремонта или замены элементов;
- Режимы работы превышают паспортные;
- Окружающая среда эксплуатации агрессивна;
- Требуется проводить реконструкцию или модернизацию под новые технологии.
Расчет остаточного ресурса ГПМ может быть выполнен и вне зависимости от срока ее эксплуатации для любых обстоятельств, требующих данных о технических возможностях ГПМ.
2. Исходные данные
2.1 Сведения о грузоподъёмной машине.
Тип крана (мостовой, козловой и т.д.) |
Кран козловой КДКК-10М, двухконсольный, электрический |
Завод-изготовитель |
Тульский завод «Тулажелдормаш», г. Тула |
Заводской номер |
1150 |
Грузоподъемность, т |
10,0 |
Группа классификации (режим работы) крана паспортная по ГОСТ или ИСО |
А 5 - по ранее принятой (до 1992г.) классификации Госгортехнадзора России |
Дата изготовления |
1977 г. |
Дата ввода в эксплуатацию |
20.08.1979 г. |
Срок службы крана, лет |
Заводом-изготовителем не установлен (отметка в паспорте отсутствует). Согласно рекомендациям (РД 10-112-1-04, приложение № 2) срок службы крана принимается 16 лет. |
2.2 Данные по фактическому использованию грузоподъёмной машины.
Срок эксплуатации крана, лет |
Число лет простоя |
Количество дней в году, когда работает кран |
Среднее число циклов в сутки |
Максимальная масса перемещаемого груза, т |
Средняя масса перемещаемого груза, т |
Какой % составляют в общем объеме грузы |
до 0,25 |
от 0,25 до 0,50 |
от 0,50 до 0,75 |
от 0,75 до 1,00 |
2014-1977 =37 |
0 |
200 |
30 |
10 |
7,5 |
10 |
20 |
50 |
20 |
2.3 Дополнительные данные для расчета.
Паспортная группа классификации |
Класс использования |
Режим нагружения |
Макс. Число рабочих циклов |
Коэффициент запаса, к |
Коэффициент учета ремонтов ГПМ, ар |
Коэффициент учета технического состояния ГПМ, кп |
А 5 |
U 3 |
Q 4 |
125000 |
2 |
0,1 |
0,1 |
U 4 |
Q 3 |
250000 |
U 5 |
Q 2 |
500000 |
U 6 |
Q 1 |
1000000 |
3. Расчет фактической группы классификации крана.
Классификация грузоподъемной машины в целом определяется международным стандартом ИСО 4301/1-86 «Краны и подъемные устройства. Классификация. Часть 1. Общие положения».
Группа классификации, к которой относится грузоподъемная машина, определяется в зависимости от класса использования и режима нагружения.
3.1. Класс использования грузоподъемной машины.
Класс использования определяется суммарным числом выполненных рабочих циклов со всеми грузами за истекший срок службы:
Сц = СТ х Д х Т
где:
СТ – суммарное число рабочих циклов со всеми грузами за сутки;
Д – число дней работы грузоподъемной машины за год;
Т – полное число лет, отработанное грузоподъемной машиной,
Сц = 30 х 200 х 37 = 2,22х 105
Класс использования грузоподъемной машины соответствует классу U 4.
3.2. Режим нагружения грузоподъемной машины.
Режим нагружения характеризуется величиной коэффициента распределения нагрузок:

где:
Сi - среднее число циклов работы с частотным уровнем массы груза Рi;
Ст - суммарное число рабочих циклов со всеми грузами;
Рi - значение масс отдельных грузов (уровни нагрузок) при типичном применении данной грузоподъемной машины;
Рmax - масса наибольшего груза (номинальный груз).

Режим нагружения грузоподъемной машины соответствует Q 3.
Фактическая группа классификации грузоподъемной машины в целом соответствует группе A 5.
4. Расчет остаточного ресурса.
Остаточный ресурс грузоподъёмной машины:

Nn - нормативное значение характеристического числа для А 5=125000;
NT - текущее значение характеристического числа;
NT = CЦ * Kp = 97391
Kp– фактический коэффициент распределения нагрузок, 0,4375;
CЦ - общее число циклов крана за срок службы, 222000;
ap - коэффициент учета ремонтов ГПМ = 0,1;
Kn - коэффициент технического состояния ГПМ = 0,1.
Подставим числовые значения в формулы и получим значение остаточного ресурса крана, равное
Δt ≈ 0,11 года.
Заключение.
Остаточный ресурс выполним при условии наличия исправного или работоспособного состояния механизмов, канатно-блочной системы, устройства управления, приборов и устройств безопасности и т.д. в соответствии с требованиями ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения».
Остаточный ресурс козлового крана КДКК-10М, заводской № 1150 на момент проведения обследования составил 0,11 года.
На основании проведенного расчёта можно сделать вывод:
дальнейшая эксплуатация козлового крана КДКК-10М, заводской № 1150, нецелесообразна; кран подлежит списанию.
Литература
- Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ.
- ФНП ПС «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013 г.
- ИСО 4301/1-86 Международный стандарт. Краны и подъемные устройства. Классификация. Часть 1. Общие положения.
- ГОСТ Р 54767-2011 Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний.
- РД 10-112-96 Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения.
- РД 10-525-03 Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин.
- РД 10-112-1-04 Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения
© Мариниченко Андрей Владимирович - Инженер отдела экспертизы ООО «Спецконтроль и диагностика»;
Горбунов Виктор Александрович – Эксперт ООО фирма "Инженерный центр";
Калашников Андрей Владимирович - Заместитель генерального директора ООО "Инженерный консультационно – аттестационный
центр "НОРМА-2000";
Котенков Дмитрий Николаевич - Главный инженер ООО "Инженерный консультационно - аттестационный центр "НОРМА-2000";
Поздеев Сергей Александрович - Начальник отдела экспертизы ООО "Инженерный консультационно - аттестационный центр "НОРМА-2000"
Последние Статьи
Гармонизация радиографического метода контроля с учетом современных тенденций развития цифровых систем
Разработка стратегии развития радиационного метода контроля с учетом современных тенденций развития цифровых систем
Световые границы опасной зоны работы крана
О цифровой трансформации документированных сфер деятельности
Модернизация кранов – повышаем безопасность и производительность
другие статьи

|