все вопросы Подписка на рубрику Вопрос - Ответ ВестиПБ.ру

вопрос - ответ

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми...

Ответ:
Здравствуйте. Согласно Приказу Ростехнадзора № 168 «Об утверждении требований к ведению...




Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Статьи

Программа обследования крана мостового грузоподъемностью 20/5 Т

Дата публикации: 19.01.2016

Аннотация

Целью обследования является оценка технического состояния крана мостового, и соответствия его требованиям нормативной документации в части обеспечения  безопасной эксплуатации крана при погрузо-разгрузочных работах.

Ключевые слова: техническое устройство, техническое диагностирование, кран.

Keywords: technical device, technical diagnosis, crane.

Программа разработана в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:

  • Федерального Закона № 116 от 20.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.1997 г. [1];
  • Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11. 2013 г. № 538 [2]; 
  • Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»[3]; 

1. Состав работ

1.1.   Анализ имеющейся технической и исполнительной документации.

Паспорт подъемного сооружения, инструкции по эксплуатации и обслуживанию; графики технических обслуживании и ремонтов ПС; ремонтные документы; документы об аттестации и проверке знаний обслуживающего персонала; нормативно-техническая документация по эксплуатации крана.

1.2.   Рассмотрение фактических условий воздействия на конструкции.

Соответствие по виду выполняемых работ, по группе классификации (режиму работ), по нижнему и верхнему пределам температур места установки, по ветровому району места установки, по сейсмичности зоны установки, по характеристике среды, по состоянию эксплуатационной документации, по функционированию систем ТО и Р.

1.3.   Проверка состояния конструкции.

1.3.1. Проверка состояния металлических конструкций.

Обследование металлических конструкций крана включает следующие этапы:

  • внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;
  • проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и др.);
  • измерение остаточных деформаций балок, отдельных поврежденных элементов;
  • оценку степени коррозии несущих элементов металлических конструкций.

Осмотр производится для следующих узлов:

  • главные балки (сварные швы, нижний, верхний, вертикальные пояса главных балок коробчатого сечения, подтележечный рельс, зоны соединения главных и концевых балок);
  • концевые балки (сварные швы, нижний, верхний, вертикальные пояса концевых балок коробчатого сечения, буксовые зоны);
  • грузовая тележка (сварные швы, зоны соединения продольных и поперечных балок, буксовые зоны)
  • кожухи, кабина, лестницы и другие не несущие элементы металлоконструкций.

Измерение остаточных деформаций балок выполняется с применением измерительных средств при этом выполняются:

  • замеры высотного положения пролетных балок крана и планово-высотная съемка рельсового пути грузовой тележки;
  • замеры скручивания пролетных балок крана.

Внешний осмотр проводится с применением простейших оптических средств (10-кратной лупы) и переносных источников света, при этом особое внимание уделяется следующим местам возможного появления повреждений:

  • участкам резкого изменения сечений;
  • участкам, прорезанным шпоночными или шлицевыми канавками, а также имеющим нарезанную резьбу;
  • местам, подвергшимся повреждениям или ударам во время монтажа и перевозки;
  • местам, где при работе возникают значительные напряжения, коррозия или износ;
  • места характерным для конструкции кранов данного типа, где наиболее вероятно могут возникнуть трещины;
  • места возможного скопления влаги.
  • участкам, имеющим ремонтные сварные швы.

При проведении внешнего осмотра обращают особое внимание на наличие следующих дефектов:

  • трещин в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.;
  • механических повреждений;
  • расслоения основного металла;
  • некачественного исполнения ремонтных сварных соединений;
  • люфтов шарнирных соединений, прослабления болтовых и заклепочных соединений;
  • возникших очагов коррозии.

При обнаружении признаков наличия трещин в металлической конструкции или сварном шве, подозрительные места подвергают ультразвуковому методу неразрушающего контроля.

При обнаружении механических повреждений металлической конструкции (вмятин, изгиба, разрывов и т.п.) замеряют их размеры (длину, ширину, высоту или глубину). Затем размеры повреждения следует сравнить с предельными размерами подобного дефекта для металлической конструкции грузоподъемной машины данного типа и, в случае превышения нормативных значений, повреждения зафиксировать в ведомости дефектов.

При обнаружении расслоения металла (например, при осмотре на торцевых поверхностях поясов балочных металлических конструкций или при проведении их ультразвуковой толщинометрии) должна быть определена ультразвуковыми методами зона распространения дефекта по площади листа. Контроль проводиться на основании.

Оценку степени коррозии несущих элементов металлических конструкций необходимо провести с помощью ультразвуковой толщинометрии.

Контроль состояния заклепочных и болтовых соединений осуществляется визуально и отстукиванием молотком. Ослабление заклепки (болта) можно определить по более глухому звуку удара и по характеру отскока молотка.

В  сомнительных случаях проверку заклепки проводят двумя  молотками:  одним - выполняют удар по внешней головке, а другой - держат прижатым к противоположной головке заклепки. Если заклепка ослаблена, то при ударе первым молотком по головке происходит резкий отскок второго молотка. Обычно ослабленные заклепки имеют ободок или подтеки ржавчины вокруг головки.

У болтовых соединений при визуальном контроле следует установить наличие проектного количества болтов в соединении, а также их явные дефекты (трещины, смятия, отрыв головки и т.п.).

При визуальном контроле обычных болтовых соединений осматривается состояние пружинных шайб, которые должны быть затянуты.

При обнаружении обрыва болтов в количестве не более 2-х необходимо заменить поврежденные болты и провести контроль затяжки всех болтов. При обрыве более 2-х болтов производится выборочный (не менее 3-х) контроль остальных болтов. Контролируемые болты выворачиваются и осматриваются с целью обнаружения трещин, нарушения резьбы, вытяжки. Выбраковывается болт, у которого повреждены две или более нитки резьбы. При обнаружении хотя бы одного болта с трещиной проводится замена всех болтов.

Контроль соединительных элементов металлической конструкции (осей, пальцев и т.п.) начинают с осмотра состояния фиксирующих их элементов. При выявлении повреждений фиксирующих элементов, свидетельствующих о наличии осевых или крутящих усилий в соединении, ось (палец) демонтируют и замеряют. Аналогичным осмотру и замерам при этом следует подвергать и посадочное гнездо оси.

Наличие люфтов в шарнирных соединениях предварительно определяют визуально в процессе эксплуатации крана по характерным признакам (толчки, резкие удары, "болтанка" и т.п.). При наличии характерных признаков точную количественную оценку люфта и его допустимость в сомнительных случаях следует устанавливать выполнением измерений разобранного шарнирного соединения.

1.3.2. Проверка состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов.

Работы по проверке состояния механизмов канатно-блочных систем и других узлов включают следующее:

  • внешний осмотр с целью анализа общего состояния, работоспособности и необходимости
  • проведение необходимых проверок и измерений.

Осмотр производится для следующих механизмов:

  • механизмы подъема (электродвигатель,  соединительная муфта, тормоза, барабан, его опоры, редуктор, заделки канатов, места крепления механизмов к основаниям, блоки, канат, крюковая обойма, крюк);
  • механизм поворота (электродвигатель, тормоза, редуктор, соединительная муфта);
  • механизм передвижения крана (электродвигатели, тормоза, редукторы, соединительные муфты, колеса);
  • механизм передвижения грузовой тележки (электродвигатель, тормоза, редуктор, соединительная муфта, колеса).

При внешнем осмотре выявляют:

  • общее состояние всех механизмов и наличие повреждений их отдельных узлов и деталей;
  • отсутствие деформаций, коррозии и необходимость их устранения;
  • отсутствие вытекания смазки из редукторов;
  • качество затяжки элементов крепления механизмов;
  • соответствие регулировки узлов механизмов требованиям эксплуатационной и нормативной документации.

Необходимость разборки механизмов при осмотре определяет комиссия.

Повреждения, близкие к предельным, выявленные в результате внешнего осмотра, должны быть измерены.

Результат измерения, например, по износу сравнивают либо с размером, где износ практически отсутствует, либо с размером, указанным в чертеже.

Необходимость измерения износа и степени выкрашивания зубьев шестерен и колес зубчатых передач редукторов может быть определена по выявлению повышенного шума при работе механизма и (или) повышении температуры нагрева корпуса (последнее в ряде случаев может свидетельствовать и об отсутствии смазки).

Проверка наличия смазки в редукторах осуществляется с помощью щупа, маслоуказательных пробок, глазков либо через люк в крышке. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками маслоуказателя.

Критерии браковки зубчатой передачи по износу и выкрашиванию зубьев определяются ее назначением и типом. Безусловной выбраковке подлежат зубчатые колеса, имеющие трещины у основания зуба, в спицах или на ступице, а также при ослаблении посадки венца, что определяется при разборке механизма.

Состояние подшипников проверяется при наличии характерного шума и (или) повышенного нагрева их посадочных мест. При обнаружении указанных признаков дефектов необходимо выполнить частичную разборку механизма. Подшипники качения должны выбраковываться при наличии следующих дефектов:

  • цветов побежалости в любом месте;
  • сколов и трещин любых размеров и расположения;
  • отпечатков шариков или роликов на дорожках качения;
  • отслаивания или раковин усталостного выкрашивания в шариках, роликах или дорожках качения колец;
  • забоин и вмятин в сепараторе, препятствующих плавному вращению подшипника;
  • недопустимого увеличения реального или осевого зазора вследствие износа.

Канаты, блоки, барабаны и крюки проверяются, используя предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин, приведенные в эксплуатационной документации, а при ее отсутствии - в правилах.

1.3.3.   Проверка состояния электрооборудования.

Проверка состояния электрооборудования включает следующее:

  • внешний  осмотр электрооборудования и проведение необходимых для анализа работоспособности изменений (проверок);
  • оценку соответствия установленного электрооборудования эксплуатационной документации;
  • контрольную проверку работоспособности электрооборудования.

Внешний осмотр электрооборудования, осуществляемый для контроля отсутствия механических заеданий, должен проводиться одновременно с проверкой действия элементов электрооборудования при имитации работы вручную.

Внешний осмотр следует проводить последовательно по отдельным узлам электрооборудования, при этом необходимо проверить:

  • панели управления;
  • пульт управления и монтажный пульт;
  • тормозные электромагниты, кабели, провода, элементы и т.д.

Контроль за работоспособностью электрооборудования заключается в проверке функционирования всех механизмов согласно электросхеме, в том числе плавности переключения аппаратов с фиксацией их по позициям, обеспечения плавности пуска и торможения механизмов, безотказности включения-выключения электросистем.

1.3.4. Проверка состояния приборов безопасности.

Обследование приборов и устройств безопасности кранов должно включать следующие работы:

  • внешний осмотр приборов и устройств безопасности;
  • контрольную проверку их работоспособности.

При внешнем осмотре приборов и устройств безопасности необходимо выполнить:

  • проверку наличия и соответствия приборов паспортным данным;
  • проверку наличия пломб на электронных (релейных) блоках приборов.

Контрольная проверка их работоспособности должна включать:

  • проверку надежности срабатывания ;
  • проверку работы концевых выключателей, ограничивающих перемещение груза, тележки, крана и т.п.;
  • проверку работы систем блокировок и срабатывания - защит, установленных на грузоподъемной машине и приведенных в ее паспорте;
  • проверку точности показаний контрольно-измерительных приборов.

Проверяется комплектность и соответствие моделей паспортным данным.

1.3.5. Проверка состояния крановых путей и рельсовых путей грузовой тележки.

Проверка состояния крановых путей должна производится в соответствии с ФНП в области ПБ «ПБ ОПО на которых используются ПС» и использованием результатов их комплексного обследования, проведенного согласно РД 10-138-97.

Внешний осмотр состояния крановых путей с оценкой их фактического состояния включает выполнение следующих работ:

  • выявление участков рельса с наличием предельного износа;
  • выявление трещин, вмятин, сколов и других дефектов рельса;
  • оценку целостности и комплектности элементов крепления рельсов;
  • оценку соответствия по высоте тупиковых упоров и буферов крана или тележки;
  • оценку состояния работоспособности тупиковых упоров и отключающих линеек, проверку наличия в них трещин, механических повреждений и других дефектов;
  • оценку соответствия проекту и целостность заземления крановых путей.

Выявленные в процессе осмотра участки изношенных рельсов подвергают необходимым измерениям. Полученные результаты сравнивают с предельными.

1.3.6. Статические и динамические испытания крана.

Статические и динамические испытания выполняются в соответствии с рекомендациями завода-производителя, записанными в эксплуатационной документации.

Грузоподъемная машина может быть подвергнута статическим и динамическим испытаниям только после устранения дефектов, обнаруженных комиссией, и перевода ее в работоспособное состояние.

1.3.7. Оценка остаточного ресурса.

Оценку остаточного ресурса металлических конструкций кранов мостового типа выполняют в случаях, оговоренных п.6.13 РД 10-112-1-04 в т.ч:

  • при выработке краном расчетного ресурса (согласно фактической группы классификации (режима);
  • при обнаружении трещин в расчетных элементах металлоконструкции (усталостных трещин основных сечений поясных листов и стенок коробчатой пролетной балки и/или стойки опоры в т.ч. в тех элементах, которые ранее подвергались ремонту, а также более, чем двух усталостных трещин, находящихся хотя бы на одном из поясов решетчатой фермы);
  • в соответствии с дополнительными рекомендациями головных организаций или разработчика крана, относящимися к обследованию грузоподъемных кранов определенной конструкции, отработавшим нормативный срок (по мере выхода указанных рекомендаций);
  • по просьбе владельца, для оценки предполагаемого срока замены (списания ) крана.

Для кранов мостового типа необходимость оценки остаточного ресурса по состоянию металлоконструкции допускается проводить по балльной системе. При этом каждый дефект в расчетных элементах металлоконструкции  (в основных сечениях поясных листов и стенок коробчатой пролетной балки и/или стойки опоры а также на одном из поясов решетчатой фермы и в тех элементах, которые ранее подвергались ремонту металлоконструкции) оценивается в баллах и, в зависимости от причины его возникновения, может быть отнесен к одной из 3 групп:

  • Дефекты изготовления и монтажа (дефекты сварных швов, деформации, полученные при монтаже и др.);
  • Дефекты, возникшие вследствие грубого нарушения нормальной эксплуатации ( перегрузка, удар крана о какое - либо препятствие и т.п.);
  • Дефекты, возникшие в условиях нормальной эксплуатации при отсутствии первоначальных недостатков изготовления и монтажа).

Решение о необходимости оценки остаточного ресурса и условиях дальнейшей эксплуатации крана по состоянию металлоконструкции принимает комиссия с учетом следующих рекомендаций:

  • при суммарном числе баллов не более 3, остаточный ресурс может не оцениваться;
  • при суммарном числе баллов более 3, но менее 5, кран, после выполнения соответствующих оценок и проведения ремонта, как правило, может эксплуатироваться с паспортной грузоподъемностью в течение срока, на который оценивался его остаточный ресурс;
  • при суммарном числе баллов от 5 до 10 включительно, в случае, когда имеются отдельные дефекты , оцененные не менее 3 баллов, грузоподъемность крана, как правило, должна быть снижена не менее чем на 25 % и кран переведен в более низкую режимную группу;
  • при суммарном числе баллов более 10 кран подлежит снятию с эксплуатации и списанию, либо должен быть подвергнут ремонту с заменой дефектного узла.

При определении остаточного ресурса несущих металлических конструкций крана владелец сообщает комиссии ориентировочный срок, на время которого предполагается продолжить эксплуатацию крана и который должен быть затем включен во все последующие расчеты. При отсутствии предложений со стороны владельца крана указанный срок назначает комиссия выполняющая оценку остаточного ресурса.

Владелец крана также обязан предоставить сведения об ожидаемых условиях использования крана на назначенный срок последующей эксплуатации, в т.ч:

  • данные о загрузке крана;
  • сведения о структуре типового цикла работы крана;
  • характеристику среды (степень агрессивного воздействия, температурные и др. условия).

В соответствующих случаях предоставляются также сведения о возможном климатическом воздействии на металлические конструкции и о сейсмичности площадки установки крана).

С учетом фактического состояния металлоконструкции выполняют проверку на сопротивление усталости (например, по методике СТО 24.09 - 5281-01-93) на назначенный период

При оценке величины остаточного ресурса следует учитывать также возможность роста остаточных деформаций (в элементах металлических конструкций, для которых предусмотрены соответствующие ограничения).

В состав заключения об остаточном ресурсе крана в необходимых случаях включают рекомендации как по проведению ремонта крана, так и по выполнению мероприятий, направленных на ограничение нагружения элементов металлической конструкции  крана  (оснащение крана ограничителем грузоподъемности, приводами для более плавного регулирования скоростей и т.п.).

В обоснованных случаях, при состоянии кранового пути близкого к предельному (согласно РД 10-138-97, это влияние также должно быть учтено в оценке остаточного ресурса.

1.4. Составление заключения.

По результатам обследования составляется отчет в соответствии с требованиями ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»  

1.5. Выдача рекомендаций.

Дефекты, выявленные по результатам обследования грузоподъемных машин, их металлических конструкций, механизмов и отдельных узлов, должны быть занесены в ведомость дефектов. В Ведомости дефектов помимо описания дефектов, указывается заключение о необходимости и сроках устранения дефектов.

2. Перечень подготовительных работ эксплуатирующей организации

Передача грузоподъемной машины с истекшим нормативным сроком службы на первичное, повторное или внеочередное обследование должна оформляться приказом по организации, являющейся ее владельцем.

Владелец грузоподъемной машины должен подготовить к обследованию:

  • грузоподъемную машину, испытательные грузы, а также  выделить  крановщика, стропальщика на период проведения обследования;
  • оборудование для обследования металлических конструкций и механизмов на высоте;
  • эксплуатационную документацию по грузоподъемной машине;
  • проект  проведенного ремонта  (реконструкции),  а также  сертификаты  металла, использованного при проведении ремонта (реконструкции), если эти работы проводились;
  • справку о характере работ, выполняемых грузоподъемной машиной; - вахтенный журнал с записями о проведенных технических обслуживаниях и текущих ремонтах;
  • кран, подлежащий обследованию, должен быть вымыт и очищен от грязи;

Запрещается проводить  окраску  металлоконструкций крана перед  проведением обследования.

3. Порядок работ Исполнителя  по объекту, обеспечение доступа к конструкциям, согласование времени.

Владелец должен обеспечить беспрепятственный доступ к крану сотрудников экспертной организации, а в случае пропускного режима подготовить все необходимые документы.

При обследовании крана его осмотр и дефектоскопия могут проводиться в помещении или на площадке.

Помещение или площадка, на которых проводится обследование, должны:

  • быть свободны от посторонних объектов, мешающих доступу к узлам крана;
  • оборудованы переносным источником света.

Время проведение обследования оговаривается отдельно.

4. Специальные мероприятия и техника безопасности при производстве работ.

При проведении работ по обследованию крана должны соблюдаться требования по технике безопасности, изложенные в Правилах, требования по электробезопасности, изложенные в "Правилах устройства электроустановок", "Правилах техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", в РД разд. 3.16), в руководстве по эксплуатации и монтажу крана, другие меры, изложенные в соответствующих документах по технике безопасности. Для обеспечения безопасности труда при подготовке и проведении обследований администрация предприятия-владельца грузоподъемной машины, при необходимости, обязана разработать в каждом конкретном случае указания (мероприятия, инструкции) по безопасности труда при обследовании кранов с учетом конкретного объема работ, специфики грузоподъемной машины и ее рабочей зоны, а также определить порядок привлекаемых к участию в организации проведения обследования своих специалистов.  Запрещается работа по обследованию грузоподъемной машины в грозу, снегопад, гололед, туман, сильный дождь, темное время суток на открытом воздухе, а также проведение работ по обследованию на высоте - при скорости ветра более 10 м/с.

Литература

  1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ;
  2.  Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 г. № 538; 
  3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533;

© Журавлев Максим Владимирович – инженер-технолог по подъемным сооружениям ООО «Башкран - Н»
Бажанов Андрей Михайлович – заместитель директора ООО "Техноком-С"
Муллин Петр Валерьевич - инженер-эксперт ООО "Техноком-С"
Ипатов Игорь Валерьевич – главный специалист по экспертизе промышленной безопасности ОАО «Специализированное шахтомонтажно-наладочное управление»
Михалин Сергей Александрович – начальник участка экспертизы и сервиса ГШО ОАО «Специализированное шахтомонтажно-наладочное управление»

Последние Статьи

Безответственный ответственный за пожарную безопасность!

Разработка методических подходов по гармонизации отечественных и зарубежных стандартов цифровой радиографии

Современные тенденции развития цифровых систем радиационного метода контроля сварных соединений и разработка стратегии их развития

Специалист по ОТ и промышленной безопасности – составляем резюме правильно

Гармонизация радиографического метода контроля с учетом современных тенденций развития цифровых систем

другие статьи

Информация о Ростехнадзоре
Предприятия и надзор

СМИ о
Ростехнадзоре

Новости
компаний


© 2006–2024 сетевое издание «Информационно-аналитический портал «Вестник промышленной, экологической безопасности и охраны труда» | Контакты | Сотрудничество
При полном или частичном использовании материалов Вести ПЭБ гиперссылка на сайт обязательна.
Главный редактор: Т.В. Колесникова. Знак информационной продукции 18+.
Зарегистрировано Роскомнадзором 02.09.2019, реестровая запись ЭЛ № ФС 77 - 76729. Учредитель СМИ ООО «Компания ЕДИНЕНИЕ+».